Нормы ээг у детей

���������� �������� ���. �����. == ����� ���������. ��� �������� ==

Нормы ээг у детей
����������� ��� � ����� ������� ���� ������� ��� ����� ������� ���� ����� (������ ������ ������) ��������� ���������� ��� ������ ���������� (� ���������� ������� ����������� �����-����, � ����������� ������� ����������� ��-����) � �������� �� ����������� 8,5�� � ���������� �� 50 ���.

���� � ������ ����� �� �������� ��������� ��������� �� ��� ����� ������� ���� ����� ��� �� ��������� ���������������.

��� ������������� ������������� �������� � ������� ������ 4 ������� �� ���� �������� ���� �������������� ����-���������� � ���������� �� 150-200 ��� 9 � ����������� �� ������������� ������� � ������������� � �������� ��� ������ ������� ���� �����)

� ����� ������� ���� ����� ��� ���������� �������������� ���������� ������� �������� ����� � ��������� ������ ������ (2-5 ��) � �����

��� ����������������������������������� ������������� ����� ����� ����������� ���������� ��������.

�� ���� �������� ���� ��������� ����� ���������� ���������������� �������������� ����� � �������� �� 1-3 �� � ���������� �� 10-20 ���, ������������� �� ��������� � ����������� ������� ����.

���������� �������� ������� ��������� ������������ � ������������� � ���������� ������� ���� ��������� �����.

��� ������� 3 ������� ������ ������� ���� ������� ����� �� ��� ���������� ����� ���������� ��������� � ������� ��� ������� ���� ������� ���������� �� ���������������������.

������ ����� ����������� ���������� �������� �� 4-6 �� � ���������� �� 50 ��� ������������� � ���������� �������. ��� ���������� � ����� ������� �������� �������� �������� �����-�����.

������ ����� ����������� ���������� �������� �� 8 �� � ���������� �� 20-50 ��� ������������� � ������������� �������. ��� ���������� � ����� ������� �������� �������� �������� ��-�����.

��� ������� 6 ������� �����
� ����� ������� ����� � ���������� ������� � ����������� ����� ������������ ���������� ���������� �������� 5 �� � ���������� 50 ���.

��� ������� 12 ������� �����
� ���������� ������� ����������� �����-���� �������� 7-8,5 �� (���������� �������� ��������� ����� ������� ���� �����), ��������� �� ��������� 50 ���

��� ����� 1-3 ��� �����

�����-���� �������� 6-9 �� � ���������� ������� ���� ������� ��������� � ������������� � ������ ���������.

��-���� � �������������� ������������� �� � ������, �� � ����� ��������� � ��������� � ���� � ������ ����������� � ����- ���������������� �������� ��������� ��������������� � ����������� �������� ���� ������� ���������.

����� ������� ����-���� �������� 18-25 ���� ��� ����� 1-3 ��� ����� ������������ ������� ���������� ���������� ����������� (�����-���� � ��������� � ���������������� �����������) � ���������� 50-100 ���, ������������� ��� ��������������� ������ ������� ����� ���������� ������ ��������� ��������� ��������� � �������� 2,5-4,5 �� � ���������� � ����������� �������� (slow posterior rhythm, ��� SPR).��������� ���� � ������ ���������, ����������� ���������� ��������� � 2-7 ����� ����� �������.������� � 12 ��������� �������� �� 9-10 ��� ����� �� ��� ����� ������������ ���������������� ���������� ���������� �� ���� 20 ���.�������� ���������� �������� ������� ����� � ��������� ���������� �������-���������� ������� �����.������� ��������� ��������������� ���������� �������� ���������� ����������������� ����-���� � ��������� ������������ �����-�����

������� �������� ����� ���������� � ��������� ������ ������ (� ����������� ��������� �� ��������� � ������ ������� ���� �� 11-15 ��)

�����-���� ������� �������� 8 �� (� �������� �� 6,5 �� 9,5 ��) � ���������� ������� ���� ������� ���������, ������ ����������� ������������ � ����������� �� ������� � ��������� �� ����������� 20 ���������.��������� ����- ���������� � ���� ���������� ������ �� ��������� 10-20 ������������ ���������� ����������� ��������� � ���� ���������� ������ 250-500 ���� ������ ������� ����� �������������� �������������� ����������� ��������� ����� �������� 2,5-4,5 �� � ���������� 50-100 ���. ������ �� 10 ��������� ������ �������� SPR ���������� �� 100 ����� ��������������������� ����� 4-6 ��� ����� ���������� ���������� ���� ��������� ��������� � ������������ ������� � ����������-�������� �������, ��� ���������� ������������-����������, ���������������� ���������� �������� 4-7 �� � ���������� �� 100-150 ��� (�������� ������� ��� �����������, �� ��������, ����������� ��������� ��������)� ������ ������� �������� ���������������� ����������������� ����- ������������������� ����� ������������ � �������� ����- ����������� �������� 4-7 �� � ����������� ���������������� ��� ������������ � �� ���, ���������� ���������������� ���������� ����� ��������� 20 ���������������� ��������� ��� ���������� ����� � ��������� ���� ��������������� ���������������� ���������� � ��������� ����������� ����������������� �� �������������� ��������������� ���������� ��������� ���� �������� ���������� ��������� ����� ���������� � �������� ������� �����, �� ������ ������������� � ������ ������� �����.������� �������� ����� ����������� � ��������� ������4-6 �� (������ �� 8-15 ��)

��� ��������������� � ����� �� 4 �� 6 ��� ���������� ���������, �����������, �������������� ����� � ��� ���������� ��������� “bulb-up” ����������������� �������� ��������� ���� �������� 2-4 �� � ������ ���, ����, ���������� ������� ����.

� ���� �������� ��� ���������� ��������������������������� ������������ ���������� ����������� ���������� �����-����� � ����������� ��� ������� �� 7,5-10,5 ��. �����-���� ����������� ����������, ���������� �������� � ���������� 30-100 ��� ����������� ���������� � �������-���������� �������. ��������� �����-����� �� ��������� �� 20 ��� � �������������� ������������� ������ ����������� � ����������� ��������������� ������� ����� (���������� �� ������������ ������������ ��� �������������)��- ���� ������� � ����������� ������� ����� � �������������� ��� ������������ ���������������� �������������.�������������� ������� ���������� ���������� ����������� � �������-���������� ������� ���� � �������������� ����������� �� 50 ���������.Slow posterior rhythm �������� �� 2 ��������� ������, � ���������� ���������� � ������ �������� ����������.������� ����������������� ���������������� ��������� � ����������� ����������, ��������� � ��������� ������������ ������� �� ���� ������� ���������.������� ��������� � ���� �������� ������������� ������� ��������� ��������� �������� � ���������� � ���� ��������������� ���.������� �������� ����� ������������� � ������� ������������ ��������� ������ ��������� ����� (����� 10 ��), � �� ���� 4-6 ��.

������������ ������� �� ���������� ��������������� ����������� ���� � 9-12 ����� �����, � ����� �������������� ������� ��������������������� � ����� �� ��������� 1 ������ ����� ����������� ���������������.

����� 10 ��� �����-���� ������� ������������� �����-����� ��������� ��������, ����� ������� 10 �� � ������������� � ����������-�������-���������� �������.��������� �� ��������������������� ������������ �����-����, ��-����, ����-����� � ���������� ����������. SPR ��� ������������ ����������� �����������.� 10 ������� �������� ��� ���������� ��������������������������� ������������ � ����� � ����� �� ������ ������� ����-���� � ����������� ���������� � �������� ���������������� ���������� ��� ������������ ����������� ��������.

�������� ���������� ������� �� ���������� ��������������� ����������� � 11-12 ����� ����� � ��������������� ��������� ��������������� ����������� � ���������� �������� ����� ��������� ���� ������� ��������� � bulb-up � ������������� � �������� ���, ����, � ������ ������� ���� ��������� �����.

���������� �����-���� �������� 10-10,5 �� � ���������� 50-100 ���, ���������� �� ���� �������� ���� ��������� ����� (������������) � ������������� � ���������� ����������.����� 15 ��� �� ��������������������� ����������� ���������� ���������� � slow posterior rhythm, ����� ����������� ���������� ��������� ����.���������� “��������” ���� ������� ��� ���������� ���� � ����������� ������� �������� �����. ����������� ������������ ������� �� ���������� ���������������, ������, �� ��� � 50 ��������� ������� ����������� ���������������� ��������� ����� � ������������� � �������-����������� ������� ���� ������� ���������, ��� ������� � ��������������� ������������� ���������� ����������� ������� ���� (������������ �� 22 ���)

� �������-����������� �������� ���� ���������� ����������� ���������� (�����-���� � ��-���� � ��������� � ���������������� ���� � ������ �����������)

�������������������������� ������������ ��������� �������� ���������� � ��������� ���������� �������������, ��� �������� ������.�� ��������������������� � 85-90 ��������� ������� ���������� �����-���� � ����������� ���������� ����������, �������������� � �������� ���������� 50-100 ���. ������ � 10-15 ��������� ������� ���������� ��������� �����-����� �� ����������� 20 ���, ��� ����������� ����������������� ���������-������������ ����.

� ����� �� ��������������������� �������������� �����, ���� � �� -����������, ��������� �� ��������������������� ��������� �������� ��������� ������ ������������� ���������� ��� ������� ���������.

�������� ���������������������� ��������, ������������� �����-���� �������������, ��������� ������� ������� �������� ��� ���������� ������� ������������� ����������.

�� ��������������������� ����������� ���������������� � ����������� ��������� � ����������� ������� ���������.

��������� ���������������������� ��������, ����������� � ������� � ������������� ��������� � ��������� ������� � �� �������� ����������� ���������� ��� ����������� �������������.

�� ��������������������� ����������� ���������� �����-������ ������������ ���������.

������ ������ ��� (�������)�������� ��������� � ������������ �����-�����.��������� �� ��� ��������� � ��������� ���������������� ���� � ������ ����.��������� �� ��� ���������������� ��������������� ����������.

��� � ������ ������� ����������� ��� “����������, �������������������� � �������� ����������� ���������������� ����������”

������ ������ ��� (������������� ���)“������ ��������” – ��������� ������� ��������� �������� 11-15 �� � ���������� �� 50 ��� � ���������� ������������� � ����������� ����������, �������������� � ��������, ���������������� ��� ������������-����������.”�-���������” – ������� ����������, ��������� �� ���������� ����������������� ����� � ��������� ���������� ����� � ������������ ���������� � ����������� ����������.

������� ���������� ����������������� ��������� ����

������ ������ ��� (�������� ���)����������� “������� ���” � “�-����������”.

���� � ������ ����� � ���������� ���� 75 ���, ���������� 20-50 ��������� ���

��������� ������ ��� (����� �������� ���)
������-����� � �������� 2 � ����� �� � ���������� ����� 75 ���, ���������� ����� 50 ��������� ������� ���.

����� ������ ��� (������� ��� ��� ��� � �������� ���������� ����)����������� ���������� � ������������� ���������������� ��������������� ����.��������� �������� ��������� ������ � ���������� ������������� ������� �������� ����.

����������� “������ ��������” � “�-���������”� �������-����������� ���������� ������������ ���������� “������������” ���������� �������� 2-3 ��.

������� ��������© �. ��������
�������������� ����������� ���� ��������

Источник: http://www.neuronet.ru/educ/100/met/eeg2.html

Ээг головного мозга: что показывает у детей энцефалограмма, как проводят процедуру?

Нормы ээг у детей

Нарушение формирования и функционирования структур головного мозга может стать причиной множества отклонений в развитии малыша. Современные технологии дают возможность исследовать этот важный орган при помощи специальной техники и контролировать его работу в разные периоды жизни детей.

Когда врач сообщает родителям о необходимости исследования работы мозга малыша, они, как правило, беспокоятся, что врачебные манипуляции могут навредить ему.

Однако эти опасения беспочвенны, новейшие медицинские технологии не представляют опасности для здоровья детей.

Одним из таких методов считается ЭЭГ (электроэнцефалография), которая применяется в диагностических целях с первых дней жизни младенцев.

ЭЭГ: что это такое?

Мозг человека образован из нейронов, которые обладают способностью производить электрические импульсы и проводить их. При одновременной активности множества нейронов проявляется биоэлектрическая мозговая активность, которую можно зафиксировать с помощью специального аппарата — электроэнцефалографа.

Ребенку назначают ЭЭГ, когда требуется изучение нейронной активности мозговых структур. Это исследование отражает правильность функционирования головного мозга. Если специалист при оценке результатов выявляет какие-либо изменения и отклонения от нормы, малышу назначат курс лечения.

Показания и противопоказания к назначению процедуры детям

Исследование ЭЭГ головного мозга ребенку могут назначить в следующих случаях:

  • повторяющиеся эпизоды потери сознания;
  • судорожные явления неопределенной этиологии;
  • травмы черепно-мозговых оболочек и осложнения после них;
  • опухоли и иные новообразования в головном мозге;
  • диффузные поражения тканей мозга;
  • патологии развития мозга;
  • анализ развития детей в течение первых 12 месяцев жизни;
  • приступы боли в области головы и головокружения;
  • нарушения сна, особенно явления лунатизма (см. также: симптомы и лечение лунатизма у детей);
  • психоэмоциональная нестабильность;
  • постоянный плач малыша, не имеющий явных причин;
  • нестабильность артериального давления;
  • реабилитация после нейрохирургического вмешательства;
  • отклонения в развитии плода в перинатальном периоде;
  • патологии новорожденных малышей;
  • воспаление мозговых оболочек;
  • подозрение на аутизм;
  • церебральный паралич;
  • отставание в развитии по неустановленным причинам;
  • эпилептические приступы (в целях уточнения степени повреждений мозга, оценки результатов лечения);
  • симптомы ВСД;
  • нарушения речи, ее отсутствие.

Список патологических состояний, при которых требуется проведение данной процедуры, очень велик. Любой симптом, вызывающий опасения врача, родителей или самого ребенка, должен быть тщательно проанализирован. Ранняя диагностика позволяет назначить своевременное лечение и избежать тяжелых последствий.

Если невропатолог направил малыша на энцефалографию, родители должны как можно быстрее отвести его на это обследование. ЭЭГ у детей подтверждает или опровергает наличие очагов патологии в мозговых структурах, а также показывает место их локализации. При помощи записи БЭА мозга определяется степень развития заболевания и действенность выбранных методов лечения.

У данного метода исследования нет абсолютных противопоказаний, он может применяться в любом возрасте. Если малыш страдает психическим заболеванием, то врач перед процедурой использует анестезию.

Подготовка ребенка к процедуре

Хотя противопоказаний к проведению электроэнцефалографии нет, у некоторых малышей процедура может вызывать тревогу.

Это связано с необходимостью размещения на голове специального оборудования, поэтому перед посещением нейрофизиолога детей нужно подготовить, провести беседу, чтобы у них не было страха перед манипуляциями врача. Существует еще ряд рекомендаций, которые нужно выполнить перед процедурой ЭЭГ:

  1. Предварительно следует вымыть малышу голову, так как на ней будут закрепляться датчики.
  2. Если исследование назначено грудничку, то его нужно заблаговременно покормить. Это сделает малыша более спокойным и позволит беспрепятственно зафиксировать показания приборов.
  3. Новорожденному ребенку ЭЭГ проводится в период сна, поэтому с врачом лучше заранее согласовать время процедуры.
  4. При обследовании малыша старше 12 месяцев запись производится в момент бодрствования. Чтобы ребенок не волновался, можно дать ему в руки любимую игрушку.
  5. Голову девочки следует освободить от заколок и украшений. Если волосы уложены в прическу, их нужно расплести.
  6. Нейрофизиолог должен знать о том, какие препараты принимает ребенок. Прекращать их прием не нужно, отменяются только противосудорожные медикаменты, которые применяются при эпилептических приступах.
  7. Дома можно поиграть с малышом, научить его выполнять такие задания: открыть, закрыть глаза, дышать быстрее, затем медленнее.

Варианты проведения исследования

Запись биоэлектрической активности мозга можно осуществлять несколькими способами. Какой из них будет более приемлемым и сколько раз потребуется провести обследование, решает врач. Возможные варианты фиксации данных при электроэнцефалографии:

  1. Рутинный метод является наиболее кратковременным, он занимает около 15 минут. В течение этого времени происходит запись биопотенциалов мозга с применением провокационных проб. Врач может использовать раздражители в виде яркого света, просить ребенка закрывать глаза, дышать глубже. Иногда данный вариант исследования может оказаться неинформативным. В этом случае специалист использует другой способ фиксации мозговой активности.
  2. Длительная запись электроэнцефалограммы делается в период непродолжительного дневного сна. Этот вариант фиксации данных позволяет проанализировать патологические явления, проявляющиеся именно в режиме сна.
  3. Длительное исследование во время ночного сна осуществляется в стационарных условиях. Запись биоэлектрических импульсов начинается перед сном и продолжается до утреннего пробуждения.
  4. Запись ЭЭГ с депривацией сна назначается в детском возрасте в исключительных случаях. Ребенка лишают ночного сна или будят принудительно за несколько часов до естественного пробуждения.

Особенности процедуры

Как именно будет проводиться ЭЭГ ребенку, зависит от его возрастной категории. Малыши до 12 месяцев, как правило, во время исследования находятся на руках у матери. Иногда грудничков размещают на столе для пеленания. При этом важно, чтобы ребенок оставался неподвижным, поэтому мама должна его предварительно усыпить. Данные биоэлектрической активности фиксируются около 20 минут.

Дети старшего возраста усаживаются на кушетку в положении полулежа. Голова должна располагаться прямо, без наклона, чтобы данные не искажались. Врач должен попросить ребенка полностью расслабиться. Процедура электроэнцефалографии включает несколько этапов:

  • Сначала специалист производит запись БЭА мозга в покое.
  • Далее врач делает пробу, при которой обследуемый меняет положение глаз по указанию врача. На этом этапе анализируются импульсы в момент перехода от активности в состояние покоя и наоборот.
  • Еще одна проба предполагает создание гипервентиляции. Нейрофизиолог просит малыша делать вдох и выдох с задержкой дыхания. Иногда это происходит в игровой форме: ребенок представляет, что дует на горячее или пытается потушить огонь. С помощью этой пробы диагностируется скрытая эпилептиформная активность, воспаления в структурах мозга, наличие новообразований и других патологических изменений.
  • Фотостимуляция происходит под воздействием световых вспышек, при этом малыш сидит с закрытыми глазами и видит сквозь веки только мелькание света. Эта проба позволяет определить степень развития речи и психомоторных функций.

Расшифровка результатов

Назначенная ребенку энцефалограмма головного мозга отражает активность различных типов: альфа, бета, тетра и дельта-ритмы. Они имеют уникальные характеристики и свидетельствуют о степени мозговой активности. Синхронизируются эти ритмы благодаря функционированию таламуса, который контролирует работу всех отделов ЦНС.

Наиболее важными критериями при оценке данных являются:

  • возраст малыша;
  • имеющиеся заболевания;
  • иные индивидуальные факторы.

После окончания процедуры специалист производит обработку информации, анализирует ее и формулирует заключение. Согласно результатам ЭЭГ, определяется тип и степень заболевания, выбираются оптимальные методы терапии.

Альфа-ритм: о чем он говорит?

В норме диапазон частот альфа-ритма — 8-14 Гц, а его амплитудные колебания не превышают отметку 100 мкВ.

Если при исследовании выявляются дезорганизация альфа-ритмов, это говорит о возможности ассиметрии полушарий, образовавшейся в результате присутствия новообразований, пережитых инфарктов или инсультов.

Высокая частота ритмов — показатель нарушений в структуре мозга или черепно-мозговой травмы.

Наибольшие значения амплитудного диапазона проявляются в состоянии покоя: пациента просят расположиться в затемненной комнате и закрыть глаза. В пробах с интеллектуальной или зрительной деятельностью амплитуда может частично блокироваться.

При абсолютном отсутствии альфа-ритмов можно предположить, что обследуемый страдает слабоумием. Если исследование проходил ребенок, то данное отклонение может отражать ЗПР. При отклонениях от нормы будут наблюдаться такие явления:

  • регистрация альфа-ритмов в лобной части;
  • различия данных между полушариями более 35%;
  • эпилептиформная активность;
  • фиксация дизритмии;
  • пароксизмальная активность с резким увеличением амплитуды колебаний;
  • амплитуда выходит за пределы диапазона 25-95 мкв;
  • отклонения синусоидальности волн.

О чем говорит бета-ритм?

Бета-ритм определяется в диапазоне 13-30 Гц, изменяется в моменты проявления активности обследуемого. У здорового человека регистрируется в лобной части левого и правого полушарий. Его амплитуда составляет 3-5 мкВ.

При обследовании в раннем возрасте об отклонениях говорит частота 15-16 Гц и амплитуда в диапазоне 40-50 мкВ. Подобная картина сигнализирует о возможной ЗПР.

Дельта- и тета-ритмы

Дельта-волны – нечастое явление у детей. Обычно проявляются в фазе глубокого сна или в состоянии комы. Дельта-ритм можно наблюдать в части коры, которая находится на границе с новообразованием.

Тета-ритмы проявляются в диапазоне 4-8 Гц, их источником является гиппокамп. Регистрируются эти ритмы в период сна.

Если проявляется пароксизмальная активность и амплитуда волн постоянно превышает 45 мкВ, то наблюдаются функциональные нарушения мозговой деятельности. При диффузных поражениях ЦНС активность тета-ритмов фиксируется во всех долях мозга.

Если врач зафиксировал у ребенка высокие параметры дельта- и тета-волн в затылочной доле, то диагностируется ЗПР или серьезные нарушения кровообращения.

В каких случаях энцефалограмма помогает поставить диагноз?

Энцефалография представляет собой несложный современный метод диагностики, не требующий вмешательства в человеческий организм.

ЭЭГ является высокоинформативным способом исследования мозговых структур и позволяет выявлять даже малейшие отклонения от нормы.

Это дает возможность обнаружить наличие патологии на раннем этапе и подобрать оптимальные методы лечения. ЭЭГ помогает установить и дифференцировать такие заболевания:

  • опухоли неизвестного происхождения;
  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы коры и вещества мозга, причиной которых является инфекционное заражение;
  • врожденная гидроцефалия, характеризующаяся скоплением большого количества ликвора в полостях мозга;
  • последствия внутриутробных и родовых травм;
  • эпилептические приступы;
  • кровоизлияние, возникшее вследствие повреждения целостности сосудов под воздействием повышенного артериального давления, травмы или закупорки;
  • детский церебральный паралич, причиной которого обычно являются внутриутробные патологии;
  • неврологические нарушения, проявляющиеся в период сна, такие как сомнамбулизм, лунатизм.

При регистрации эпилептиформной активности у ребенка ЭЭГ проводится регулярно. Также повторные исследования могут назначаться с целью анализа эффективности лечения.

Метод эхоэнцефалографии

Эхоэнцефалография, как и ЭЭГ, является способом диагностики нарушений структуры и функционирования различных отделов головного мозга.

Эхо ЭГ относится к исследованиям, основанным на свойствах ультразвуковых волн. Эхоэнцефалоскопия позволяет обнаружить патологии не только в структуре мозгового вещества, но и около костной ткани черепа.

Применение эхоэнцефалографии позволяет выявлять такие патологии:

  • повышение внутричерепного давления;
  • опухоли и иные образования в ткани мозга;
  • диффузные изменения мозга;
  • степень прогрессирования гидроцефалии;
  • воспаления.

Эхо ЭГ не имеет противопоказаний, поэтому может использоваться в тех случаях, когда невозможно сделать МРТ или КТ мозга. Результат эхоэнцефалографии включает фиксацию трех типов сигналов:

  • начальный комплекс – сигналы, отраженные от костей черепа и твердой мозговой оболочки;
  • конечный комплекс – импульсы от внутренней стороны в противоположной части черепа и кожных покровов;
  • М-эхо – сигналы от прозрачной перегородки, стенок третьего желудочка и шишковидного тела.

Источник: https://RosMedPlus.ru/diagnostika/drugoe/eeg-golovnogo-mozga-chto-pokazyvaet-u-detej.html

Особенности проведения ЭЭГ головного мозга ребенку

Нормы ээг у детей

Если ребёнок жалуется на частые боли в голове, плохо спит, чувствует себя беспокойно, педиатр даст направление к неврологу. Этот врач, в свою очередь, посоветует сделать электроэнцефалографию (ЭЭГ), чтобы зарегистрировать электронные импульсы мозга.

ЭЭГ головного мозга проводят ребенку, чтобы поставить верный диагноз, а затем вовремя начать лечение. Пройти обследование можно в большинстве клиник.

Показания и противопоказания

Электроэнцефалография не относится к обязательным исследованиям для детей любого возраста. Это означает, что подобную процедуру стоит проводить при наличии показаний или жалоб пациента. Диагностика назначается, если у него:

  • часто болит или кружится голова;
  • были случаи потери сознания;
  • в анамнезе есть судороги;
  • подозревают черепно-мозговую травму;
  • нарушены рефлексы;
  • есть проблемы со сном;
  • подозревают ДЦП или нужно отследить изменение состояния при подтверждённом диагнозе;
  • предстоит операция на головном мозге, требуется предоперационная диагностика;
  • зафиксирована задержка развития;
  • подозревают психическое расстройство.

Помимо этого, основанием для назначения электроэнцефалографии могут стать некоторые особенности поведения малышей в возрасте до года. Постоянный плач на протяжении длительного времени, проблемы с засыпанием – серьёзные причины для проведения исследования, особенно когда отклонения в развитии мозга не были выявлены.

Подобная диагностика практически не имеет ограничений, она разрешена младенцам первого года жизни, с самого рождения. Провести её нельзя, если маленький пациент повредил голову, в результате чего ему наложили швы. Иногда сильный насморк или кашель могут стать причиной отмены процедуры.

Как делают ЭЭГ детям

Есть несколько видов процедуры:

  • рутинная;
  • сна;
  • с депривацией.

Во всех случаях исследование проводят одинаково, оно включает три этапа.

  1. Подготовительный. Размещение обследуемого на кушетке или стуле, нанесение специального геля, прикрепление электродов.
  2. Основной. Собственно, исследование. Затемнение помещения, включение прибора, видеомониторинг (ВЭМ) движений пациента.
  3. Заключительный. Расшифровка результата.

Подготовка ребёнка

Очень важно, чтобы во время процедуры пациент был спокоен. За день до диагностики лучше отказаться от телевизора, компьютера, заменив их более спокойными занятиями. Можно прогуляться по парку вдали от суеты.

Не следует употреблять много жидкости.

Накануне исследования малыш не должен есть шоколад, пить много чая и газированной воды. Сладкое и соленое стоит ограничить. Перед сеансом ребёнка можно покормить вкусно, чтобы он не капризничал, но не позднее, чем за два часа до начала обследования.

Волосы маленького пациента должны быть хорошо промыты с шампунем. С головы нужно снять все металлические предметы.

Если малыш на грудном вскармливании, то мать должна сцедить молоко, чтобы взять с собой. Искусственникам следует также подготовить бутылочку со смесью.

Чрезвычайно важна правильная психологическая подготовка. Иногда дети боятся врачей, шапочка с электродами также может напугать. Можно рассказать малышу, что это волшебный шлем, который превратит его в супергероя. Детская процедура проходит без проблем, если родители покажут, что ничего не стоит бояться, это просто интересное приключение.

Сложнее всего провести процедуру детям до 3 лет, так как они очень подвижны. Перед началом диагностики малыша нужно успокоить, посадить на колени, прочесть сказку.

Непросто бывает и с гиперактивными детьми. Истерика или крики могут исказить результаты обследования. Ребёнка нужно отвлечь, чтобы врач успел зафиксировать необходимые показатели.

Рутинный метод

Это стандартный способ проведения ЭЭГ, его обычно назначают педиатр или невролог после первичного осмотра. Благодаря этому исследованию врачи могут поставить диагноз. Процедура длится не больше 15 минут. Она состоит из таких проб:

  • фотостимуляция – на глаз воздействуют мигающими электродами;
  • гипервентиляция – малыш должен несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть;
  • аудиостимуляция – включают громкий звук;
  • монотонное включение и выключение света.

ЭЭГ сна ребёнку

Мониторинг ночного сна проводится при эпилепсии и считается одним из самых информативных методов (особенно, чтобы отследить эпилептическую активность на ЭЭГ). Суть диагностики в фиксации нескольких фаз, а именно:

  • периода бодрствования, который будет длиться перед засыпанием;
  • дремоты;
  • ночного сна;
  • пробуждения.

Процедура ЭЭГ сна, которую делают ребенку, сопровождается записью видео. Проводится также исследование дневного и ночного сна.

С лишением сна

Когда рутинная электроэнцефалография не даёт нужной информации, назначают исследование с депривацией, то есть лишением ночного сна полностью или частично. Для проведения такой процедуры пациенту либо не дают спать совсем, либо будят за пару часов до пробуждения, это зависит от возраста:

  • дошкольники – 4-6 часов отдыхают;
  • пациенты 7-11 лет – ложатся спать в ночь в промежутке между 18:00 и 20:00, их будят в полночь, ЭЭГ проводят в 8-9 часов утра;
  • пациенты старше 12 – практикуется бодрствование на 18 часов и более.

Когда отдают заключение

Как правило, результаты выдают на следующий день, однако при большой загруженности специалиста период ожидания может увеличиться.

Виды и нормы ритмов

Главный критерий оценки электроэнцефалограммы – ритм, он отвечает за вид активности мозга. Каждый вид ритма обозначают буквой греческого алфавита

РитмМесто определенияФазаЧастотаРазмахОсобенности
АльфаТеменная, затылочная зоныСостояние покоя8-14 ГцДо 100 мкВУгасание при старте умственной деятельности, открытии глаз, влиянии извне
БетаЦентральные и передние извилиныСостояние активности13-30 Гц3-5 мкВПоявление при активации памяти, умственной деятельности, эмоциональном переживании
ДельтаВсе части мозгаСон1-4 Гц30-40 мкВ
ТетаГиппокамп, фронтальные зоныСон4-8 Гц30-35 мкВКлючевой ритм сна у детей от 3 до 6 лет

Важную роль в расшифровке играет возраст пациента.

  • недоношенные – каждые 3-15 секунд повторяются пики дельта- и тета-ритмов, размах которых – до 25 мкВ;
  • новорождённые (доношенные). Дельта- и тета-ритмы: 5 Гц, 55-60 мкВ – при бодрствовании, 5-7 Гц и ниже – размах в стадии быстрого сна, высокий размах волн дельта – после засыпания;
  • после шести месяцев – нарастание альфа- и бета-волн;
  • подростки – преобладание ритмов альфа;
  • с 18 лет – показатели выравниваются.

Отклонения от нормы и их значения

Если ритм нарушен, то можно судить о наличии патологии. Есть норма и нарушения, виды которых определяются по отклонениям определённого ритма. Болезни – это и есть причины отклонений.

  • частота увеличена, нет стабильности – черепно-мозговая травма, сотрясение;
  • отсутствие волны, медленная волна – умственная отсталость;
  • частота замедлена, синхронность в норме – повышенная возбудимость психики;
  • ритм отсутствует или ослаблен, острые волны – эпилептиформная активность, невроз;
  • размах высокий, усилена реакция на вдох – задержка развития.
  • активность повышена – нервозность, начало депрессии;
  • волна активна вспышками – воспаление мозга;
  • ритм до 18 Гц, размах более 30 мкВ – психомоторная задержка;
  • в нехарактерном месте – невроз.
  • размах завышен – опухоль;
  • много ритмов в затылке, растёт частота при гипервентиляции – психомоторная задержка;
  • высокий размах на фоне тета- и дельта-волн (пароксизмальная активность) – приобретённое слабоумие;
  • ритм резко скачет – невроз;
  • высокая частота вспышек – нарушение работы центров мозга, отвечающих за волнение, раздражение, возбудимость.

Очень важный показатель – биоэлектрическая активность мозга, он должен быть ритмичным и синхронным. По нему диагностируют мигрень и предрасположенность к эпилепсии (если есть диффузные изменения).

Стоит ли доверять исследованию

Поводов ставить под сомнение эффективность диагностики нет. Благодаря ЭЭГ можно выявить серию патологий и своевременно поставить диагноз. Врачи советуют это обследование.

Иногда даже УЗИ и МРТ не дают необходимых сведений. Самое главное – верная расшифровка полученных данных.

Оценить ритм (плохой, пароксизмальный, показывающий эпиактивность или нормальный) под силу хорошему специалисту.

Как получить верные результаты

Чтобы процедура прошла без проблем, и результаты не были искажены, следует правильно подготовиться к ЭЭГ, сохранять спокойствие. Врачу необходимо сообщить о приеме лекарственных средств пациентом. Более подробно о подготовке было сказано выше.

Как часто необходимо повторять исследование

Делать ЭЭГ ребенку можно сколько угодно, ограничений нет.

Вредно ли обследование для детей

ЭЭГ у детей – абсолютно безвредная процедура, электроды не влияют на мозг, они только фиксируют нужную информацию.

Делать процедуру сложно, если ребёнок маленький (ему нет 1 года) или слишком активен, тогда лучше провести её во сне, дав малышу снотворное. В таком случае можно говорить о вреде препарата, но не самого исследования.

Электроэнцефалография – надёжный и эффективный метод выявления и анализа патологий головного мозга. Он абсолютно безопасен для детей и приносит большую диагностическую пользу.

Источник: https://iDiagnost.ru/issledovaniya/osobennosti-provedeniya-eeg-golovnogo-mozga-rebenku

Расшифровка ЭЭГ в детском возрасте: норма и патология

Нормы ээг у детей

Существует не так много диагностических методов, способных оценить состояние головного мозга и помочь в диагностике неврологической или психиатрической патологии. Основными из них являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.

ЭЭГ можно проводить детям в любом возрасте

Энцефалограммой называют метод исследования электрической активности головного мозга.

Это исследование позволяет определить активность различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на функциональную патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте.

По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направления курса дальнейшего лечения.

Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.

Расшифровкой ЭЭГ головного мозга у детей занимаются врачи функциональной диагностики, так как результаты объемные и оценить их бывает довольно сложно даже для специалиста.

Показания к проведению процедуры у деток

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.

ЭЭГ наиболее важна для диагностики эпилепсии

  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм и синдром гиперактивности малыша, также хорошо виден при расшифровке результатов ЭЭГ у детей.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение малыша): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для предупреждения осложнений и выявления очагов аномальной электрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: агрессивность, плохая память, успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность чада и так далее.

Как проводится процедура?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются датчики электрической активности (принцип кардиографа). Всего таких датчиков насчитывают 12, устанавливаются симметрично с двух сторон головы.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью диагностики скрытой эпилепсии. Методика заключается в лишении человека сна на срок от двадцати четырех до сорока восьми часов. В случае необходимости такой диагностики подготовка проводится под контролем врача.
  • Не кормить чадо продуктами-энергетиками за сутки до исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
  • Покормить ребенка, так как снижение в крови сахара может дать искаженную электрическую картину головного мозга.

Норма и нарушения в расшифровке ЭЭГ головного мозга у детей, которые увидит врач функциональной диагностики, может потребовать углубленного исследования.

-ЭЭГ мониторинг проводится в дневное или ночное время

В таких случаях проводят ночное или суточное мониторирование ЭЭГ.

Тогда «шапочка» одевается ребенку на голову, на пояс крепится аппарат, иногда исследование сочетается с мониторингом ЭКГ.

Ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозайка, куклы, машинки и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.

Ритмы ЭЭГ затылочной области коры больших полушарий головного мозга

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
  • Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
  • Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.

Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными. Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.

При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.

Заключение по результатам ЭЭГ делает врач-невролог

Стоит ли доверять исследованию?

Энцефалограмма функциональный метод, поэтому зачастую результаты во многом зависят от стояния ребенка на момент обследования.

Если врач, например, видит, что результаты расшифровки ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дезорганичны, присутствуют в большом количестве тета-волны, не стоит сразу выставлять диагнозы.

Возможно, малыш просто негативно отнесся к процедуре, ведь дети довольно эмоциональны.

Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием пиков аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование.

Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга).

Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при расширенном обследовании.

Как часто необходимо повторять исследование?

Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторную пленку при отсутствии новой симптоматики можно не снимать.

При выявлении очагов энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.

ЭЭГ можно проводить столько раз, сколько это необходимо

Повторение исследование должно быть минимум каждый год. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения возобновления приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).

Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 3-5 лет для предупреждения рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.

Источник: https://diagnostinfo.ru/drugie/efi/rasshifrovka-eeg-u-detej.html

Терапевт Шубин
Добавить комментарий